Маленькая энциклопедия Маленькой Капеллы

CLOSE
CLOSE
Диапазоны голосов
Сопрано

Сопрано (итал. soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский певческий голос.

Рабочий диапазон: фа первой октавы — ля второй октавы. Переходные ноты: ми1/фа1/фа-диез1 — ми2/фа2/фа-диез2.

Драматическое сопрано ля малой октавы — до III октавы. Мощный, тяжелый голос, плотно звучащий на протяжении всего диапазона. Богатый средний регистр(фа1—ре2). Верхние ноты более употребимы на forte, piano поддается трудно.

Лирико-драматическое сопрано ля малой октавы — до III октавы. Промежуточный вид голоса между лирическим и драматическим. В зависимости от преобладания того или иного характера выделяются соответствующие признаки.

Лирико-колоратурное сопрано до I октавы — ми, фа III октавы. У этого вида голоса силой и красотой выделяются ноты головного звучания. Отличается природной беглостью, легкостью, подвижностью, но уступает в этом колоратурному сопрано, при этом имея более звучную «середину», что позволяет певицам л-к.с. исполнять репертуар как лирического, так и лирико-колоратурного сопрано.

Колоратурное сопрано до I октавы — фа-соль# III октавы и выше. Очень высокий женский голос, способный петь всевозможные скачки, арпеджио, гаммообразные пассажи, с употреблением трелей, форшлагов и прочих украшений. По характеру звучания, верхние ноты к.с. напоминают скрипку или флейту. Средние и нижние ноты звучат значительно слабее(в сравнении с верхними).

Меццо-сопрано

Меццо-сопрано (итал. mezzo-soprano от mezzo — половина, середина и soprano — верхний) — женский певческий голос с рабочим диапазоном от ля малой октавы до ля второй октавы. Характерным признаком этого типа голоса является насыщенность, полнота его звучания в «середине» и мягкость, объемность звучания низких (грудных) нот.

Некоторые роли, предназначенные для сопрано, часто исполняют меццо-сопрано. Это придает ролям полноту и драматическую глубину, что часто им подходит. К таким ролям относятся Деспина в опере «Так поступают все» и Церлина в «Дон Жуане» Моцарта. Другие роли, предназначенные для драматических сопрано, находятся между сопрано и меццо-сопрано. Меццо-сопрано часто играют Сантуццу в «Сельской чести» Пьетро Масканьи, леди Макбет в «Макбете» Верди, и даже Изольду в «Тристане и Изольде» Рихарда Вагнера. Эти примеры показывают, что граница между сопрано и меццо-сопрано чётко не определена.

В русской исполнительской традиции меццо-сопрано значительно отличаются по тембру от центральных и высоких сопрано. Для них характерен крупный, глубокий звук, очень насыщенный по окраске и несколько тяжеловесный. В западной же традиции разница между меццо-сопрано и центральным лирическим сопрано лишь в диапазоне, при этом меццо-сопрано имеют явный «сопрановый» звук, довольно светлый, и обладают большой подвижностью голоса.

Контральто

Контральто (итал. contralto) — самый низкий женский певческий голос с широким диапазоном грудного регистра. Рабочий диапазон: фа малой октавы — соль второй октавы. Ярко выраженное грудное резонирование распространяется на весь средний регистр. Характерным признаком контральто являются полнокровные, густые ноты в малой октаве. Верхний регистр «короткий» и не представляет интереса: «коронные» ноты контральто — низкие. В опере композиторы часто писали для контральто партии мальчиков-подростков и юношей.

Альт

Альт (итал. alto, фр. hautecontre; от лат. altus — высокий) — первоначально назывался голос, который был выше тенора, исполнявшего главную мелодию: cantus formus, иначе фальцетто. Позднее обозначает низкий голос у женщин и мальчиков. Он считается вторым из четырёх главных родов человеческого голоса: сопрано, альт, тенор и бас, и подобно трём остальным, является в различных степенях. Поэтому различают низкий и более высокий альт. Объём первого простирается приблизительно от фа в малой октаве до фа или соль во второй октаве, тогда как границы второго определяются одним или двумя тонами выше (от ля в малой октаве до ля во второй октаве).

По своему объёму высокий альт совпадает с меццо-сопрано и оба голоса часто смешиваются друг с другом, тогда как, по естественному строению этих голосов и соотношению регистров, они легко отличимы. Женский альт состоит из двух регистров, пределы которых доходят до си в первой октаве, у детских же и мужских альтов несколькими ступенями ниже.

В учении о гармонии, преимущественно в четырёхголосных сочинениях, альтом называется второй верхний голос. Альтовым ключом или знаком, в котором пишется партия альта, называется общеупотребительный ключ до, пишущийся на третьей линии нотной системы.

Контратенор

Контратенор - самый высокий из мужских оперных голосов, диапазон от «до» малой октавы до «си» второй. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение.

Искусство пения контратенором возродил в середине XX века Альфред Деллер (Англия). Первым русским контратенором считается Евгений Аргышев (1933—1992).

Как правило, контратеноры исполняют партии героев-мужчин, изначально написанные для кастратов в эпоху барокко (например, Юлий Цезарь и Ринальдо в одноимённых операх Генделя) или несколько позже (ранний Моцарт и даже Россини), мужские партии, написанные для женских голосов, а также фольклор, в частности английский. Композиторы XX века, в частности, Бриттен, стали писать партии специально для контратеноров.

Голос барочного певца Фаринелли в фильме «Фаринелли-кастрат» реконструирован цифровым способом с помощью совмещения партий, исполненных контратенором Дереком Ли Рейгином (Derek Lee Ragin) и женским сопрано Эвой Малас-Годлевской (Ewa Malas-Godlewska). Верхние ноты, которые контратенор был не способен исполнить, были дополнены схожим по тембру женским голосом. В результате был охвачен диапазон в 3.5 октавы. Однородность звучания была достигнута при помощи цифровой обработки.

Тенор

Тенор — это высокий певческий мужской голос. Его диапазон в сольных партиях от малой до второй октавы, а в хоровых партиях до соль, ля, ля-бемоль в первой октаве. Особую красоту тенорового голоса представляет верхний регистр, его высокое «знаменитое» теноровое си-бемоль, так называемое "верхнее до" (до второй октавы). Это так называемые «королевские» ноты, за которые в Италии и в других странах мира певцу платят большие гонорары. «Тенор — это верха, а бас — это низы», говорят старые итальянские мастера пения. И хотя отдельное звучание ноты не самоцель, тенор без верхов или со слабыми верхами не может быть солистом — в лучшем случае он годен для хора, если у него сохранился фальцет. Затем идут остальные вокально-технические и исполнительские качества (сила голоса, тембр, подвижность, и т. д.), необходимые каждому певцу. По характеру и силе звучания теноров подразделяют на лирические и драматические.

Тенор-альтино с диапазоном до ми 2-й октавы обладает светлым тембром, звонкими верхними нотами.

Лирический тенор (di grazia) — голос мягкого, серебристого тембра, обладающий подвижностью, а также большой певучестью звука.

Лирико-драматический тенор (spinto) — исполняет партии лирического и драматического репертуара. По силе звука, по драматизму выражения лирико-драматический тенор уступает драматическому.

Драматический тенор (di forza) — голос большой силы с ярким тембром. Иногда по густоте и насыщенности звучания драматический тенор можно принять за лирический баритон.

Характерный тенор — голос предназначенный для исполнения партий бытового, комедийного плана, с ярко выраженным характерным тембром. По силе звучания может быть равен как лирическому, так и драматическому тенору (например, в партии Миме из цикла "Кольцо Нибелунга" Рихарда Вагнера).

Баритон

Баритон (итал. baritono) — мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором. Рабочий диапазон: ля большой октавы — соль первой октавы, полный диапазон: ля большой — ля первой октавы, переходная нота — до#, ре или ре#, ми первой октавы.

БаритонКогда кастраты потеряли своё первенствующее значение в опере, композиторы, как, например, Моцарт (в Дон Жуане), стали поручать баритонам самые ответственные партии. В новейшие времена в большинстве случаев преобладающее значение в опере имеет тенор.

Лирический баритон - голос, звучащий легко, лирично, близок к теноровому тембру, но типично баритонального оттенка. Не следует путать с тенор-баритоном и баритональным тенором. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру.

Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, может исполнять как лирические, так и драматические партии.

Драматический баритон — голос более тёмного звучания, большой силы, мощного звучания на центральном и верхнем участках диапазона. Партии драматического баритона более низкие по тесситуре, но в моменты кульминации поднимаются и до предельных верхних нот.

Бас-баритон - баритон, тяготеющий к басу. Является промежуточным между баритоном и басом. Такой голос звучит в диапазоне высокого баса, но уступает басу в глубине и мощи звучания, особенно на низких нотах.

Бас

Бас (от итал. basso — «низкий») — наиболее низкий мужской певческий голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания. Диапазон баса — от ми, фа большой октавы до ми, фа, фа-диез первой октавы, переходные ноты — ля, си малой октавы — до, до-диез первой октавы. Центр голоса — до малой — до первой октавы, однако у низких басов может быть смещён вниз.

По высоте: высокий бас (бас-кантанто, живой бас), центральный бас, низкий бас-профундо.

По тембру: баритональный бас, характерный бас, глубокий бас (бас-профундо), комический бас (бас-буффо).

Высокий бас, бас певучий (кантанто), живой бас- имеет рабочий диапазон от фа большой октавы до фа(иногда фа-диез, соль и даже ля-бемоль) первой октавы наверху. Этот голос светлого, яркого звучания, напоминающий баритональный тембр. Однако середина и низы абсолютно басовые. Певцы с этим типом голоса и низы поют отлично, как и центральные басы могут опускаться до до большой октавы (однако, некоторые певцы ниже рабочего фа большой октавы не пели). Рабочая середина: си-бемоль большой октавы — ре первой октавы.

Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона, тембр носит ярко выраженный басовый характер. Этот тип голоса иногда имеет проблемы с верхним регистром, хотя звучит он у поставленного голоса весьма мощно (до первой октавы гораздо мощнее, нежели у высоких басов). Этим голосам доступны партии требующие насыщенного звучания нижнего диапазона до фа (иногда ми) большой октавы. Рабочая середина: соль большой октавы — до первой октавы.

Низкий бас имеет особенно густой басовый колорит, бархатный, раскатистый тембр, более короткий верхний участок диапазона, обладает глубокими, мощными низкими нотами. В опере этот голос называется басом-профундо, диапазон в оперных партиях- до, ре большой октавы- до, ре первой октавы. В хоровой практике этот голос называется басом-октавистом («октавой»), поскольку здесь максимально используется нижний регистр низкого баса — вплоть до соль контроктавы. Обычно ниже большой октавы этот голос в классической музыке не используют. Рабочая середина: ми, фа большой октавы — ля, си малой октавы.

Партитура

Партитура в музыке — нотная запись многоголосного музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой все партии (голоса) одна над другой даны в определённом порядке.

В вокальной партитуре голоса располагаются сверху вниз по мере понижения тесситуры:

сопрано,
альт,
тенор,
баритон,
бас.

Темпы
Очень медленные:
Largo (ларго) – широко
Lento (ленто) – протяжно
Adagio (адажио) – медленно
Grave (граве) – тяжело, важно
Медленные:
Larghetto (ларгетто) – несколько скорее, чем Largo
Andante (анданте) – не торопясь, спокойно
Sostenuto (состенуто) – сдержано
Умеренные:
Moderato (модерато) – умерено
Andantino (андантино) – несколько скорее, чем Andante
Allegretto (аллегретто) – несколько медленнее, чем Allegro
Быстрые:
Allegro (аллегро) – умерено
Andantino (андантино) – несколько скорее, чем Andante
Allegretto (аллегретто) – несколько медленнее, чем Allegro
Очень быстрые:
Allegro (аллегро) – скоро
Vivo (виво) – живо
Vivace (виваче) – живее
Presto (престо) – очень скоро
Дополнительные слова к обозначениям темпов
Pui mosso (пуй моссо) – более подвижно
Meno mosso (мено моссо) – менее подвижно
Non troppo (нон троппо) – не слишком
Molto (мольто) – очень
Assai (ассаи) – весьма, очень
Con moto (кон мотто) – с подвижностью
Accelerando (аччелерандо) – ускоряя
Ritenuto (ритенуто) – сдерживая
Rinerdando (ритердаедо) – запаздывая
Rallentando (раллентандо) – замедляя
Обозначения характера исполнения
Abbandono (аббандоно) – удручённо, подавленно
Abbandonamento (аббандономенто) – удручённо, подавленно
Accarezzevole (аккфрэццэволе) – ласково
Affettuose (аффетуозо) – сердечно
Agitato (аджитато) – возбужденно, взволнованно
Amabile (амабиле) – приятно
Alla… (алля) – в стиле, в духе
Alla Marcia (алля марчья) – в духе марша
Alla polacca (алля полякка) – в духе польки
Amoroso (аморозо) – любовно
Animato (анимато) – воодушевлённо, оживлённо
Appassionato (аппассьёнато) – страстно
Ardente (арденте) – с жаром
Brillante (бриллянте) – блестяще
Buffo (буффо) – комически
Burlesco (бурлэско) – комически
Cantabile (кантабилэ) – певуче
Capriccioso (каприччьозе) – капризно
Con amore (кон аморэ) – с любовью, любовно
Con anima (кон анима) – с воодушевлением, с оживлением
Con bravura (кон бравура) – с блеском
Con brio (кон брио) – с жаром
Con calore (кон калоре) – с жаром
Con dolcezza (кон дольчэцца) – с нежностью, мягко
Con dolore (кон долоре) – с грустью
Con espressione (кон эспрессьёне) – с выражением
Con forza (кон форца) – с силой
Con fuoco (кон фущко) – с огнём
Con grazia (кон грацья) – с с грацией
Con malinconia (кон малинкониа) – меланхолично
Con moto (кон мото) – с движением
Con passione (кон пассьёне) – со страстью
Con spirito (кон спирито) – с воодушевлением
Con tenerezza (кон тэнэрэцца) – с нежностью
Con vigore (кон вигорэ) – с мужествои
Deciso (дечизо) – решительно
Dolce (дольчэ) – мягко, нежно
Dolcissimo (дольчиссимо) – очень мягко, очень нежно
Dolente (долэнте) – грустно, жалобно
Doloroso (долорозо) – грустно, жалобно
Elegante (элегантэ) – изящно, красиво
Elegiaso (эледжьако) – грустно, жалобно
Energico (енергико) – энергично
Eroico (эроико) – героически
Espressivo (эспрэссиво) – выразительно
Flebile (флебилэ) – жалобно
Forece (фэрэчэ) – дико
Festivo (фэстиво) – празднично
Fiero (фьеро) – дико
Fresco (фреско) – свежо
Funebre (фунебрэ) – похоронно
Furioso (фурьозо) – бешено
Giocoso (джьокозо) – шутливо, игриво
Gioioso (джьойозе) – радостно, весело
Grandioso (грандиозо) – пышно, великолепно
Grazioso (грацьёзо) – грациозно
Guerriero (гуэрьёзо) – воинственно
Imperioso (импэрьёзо) – повелительно
Impetuoso (импэтуозо) – стремительно, бурно
Innocente (инночэнтэ) – невинно, просто
Lagrimoso (лагримозо) – плачевно
Languido (лангуидо) – с изнеможением, бессильно
Lamentabile (ламэнтабилэ) – жалобно
Leggiero (лэджьэро) – легко
Leggierissimo (лэджьериссимо) – очень легко
Lugubre (люгубрэ) – мрачно
Lusingando (люзингандо) – льстиво
Maestoso (маэстозо) – торжественно, величаво
Malinconico (малинконико) – меланхолично
Marcato (маркато) – подчёркивая
Marciale (марцьалэ) – маршеобразно
Marziale (марцьале) – воинственно
Mesto (мэсто) – печально
Morendo (морэндо) – замирая
Parlando (парляндо) – говоря
Pastorale (пасторалэ) – пастушески
Patetico (патэтико) – страстно
Pesante (пезантэ) – грузно, тяжело
Piangendo (пьянджэнто) – плачевно
Pomroso (помпозо) – великолепно, помпезно
Quieto (кьиэто) – спокойно
Recitando (рэчитандо) – рассказывая
Religioso (рэлиджиозо) – благоговейно
Rigiriso (ригорозо) – строго, точно
Risoluto (ризолюто) – решительно
Rubato (рубато) – свободное исполнение без точного соблюдения темпа
Rystico (рустико) – в сельском духе
Scherzando (скэрцандо) – шутливо
Scherzoso (скерцозо) – шутливо
Semplice (сэмпличе) – просто
Sensibile (сэнсибиле) – чувствительно
Serioso (сэрьозо) – серьезно
Saove (саовэ) – приветливо
Sonore (сонорэ) – звучно
Spianato (спьянато) – с простотой
Spirituoso (спиритуозо) – одухотворённо, одушевлённо
Strepituoso (стрэпитуозо) – шумно, бурно
Teneramendo (тэнэрамэндо) – нежно
Tranquillo (транкуйлле) – спокойно
Vigiriso (вигорозо) – сильно, бодро
Аве Мария Каччини

В 70-х годах в Светском союзе студия грамзаписи выпустила альбом «Лютневая музыка XVI-XVII веков». Весь тираж был раскуплен и переиздавался несколько раз, так восторженно воспринят был этот альбом советскими людьми.

Именно в этом альбоме впервые появилось произведение Аве Мария, рядом с которым значилось неизвестный автор 16 века, а в последующих переизданиях автором уже был указан Джулио Каччини.

Как впоследствии выяснилось, в музыкальном фонде нет упоминаний о нескольких звучащих на той пластинке музыкальных произведений! Да и специалисты по средневековой музыке высказали своё мнение, что такого жанра музыка, в котором исполнена Аве Мария, не характерна для периода Дж. Каччини!

И тогда появляется вопрос: кто же написал Аве Марию, если не Каччини? И кому понадобилось присваивать авторство Каччини этому произведению, и для каких целей?

Музыкальные специалисты подозревали, что авторство не принадлежит итальянскому композитору, но вслух в советские времена об этом не решались говорить.

И вот, что на сегодняшний день стало известно: жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) очень талантливый музыкант, гитарист и впоследствии виртуоз лютни Владимир Федорович Вавилов.

В 1949 году совместно с гитаристом Львом Андроновым создали гитарный дуэт, который стал широко известен самой требовательной публике. Дуэтом исполнялись классические произведения и русские романсы в собственных аранжировках.

На международном конкурсе в Москве этот дуэт взял серебро в 1957 году .

В один из периодов своей жизни Вавилов заинтересовался старинным инструментом лютней. Он изучил этот инструмент, собирая информацию о нем, и в совершенстве овладел игрой на лютне.

Именно Владимир Вавилов, исполнил на лютне все произведения, вышедшие в альбоме средневековой музыки «Лютневая музыка XVI-XVII веков», о котором мы упоминали выше.

Подробнее об этой музыкальной мистификации смотрите на сайте Мелодия души.

Переводы Шюблеровских хоралов Баха
На форуме был задан вопрос: "Интересно, имеется ли перевод текстов Шюблеровских хоралов Баха?"

Вопрос некорректно сформулирован. Бах писал очень мало хоралов (строго говоря, хорал - тоже некорректно. Лучше применительно к его творчеству "духовная песня"). Один из малочисленных примеров: Ich steh an deiner Krippen hier. Но даже здесь Баху принадлежит только мелодия, а вовсе не текст.

В основном Бах писал прелюдии на хоралы. Т.е. произведения, хотя по содержанию и опирающиеся на текст исходной духовной песни, но являющиеся самостоятельными. Перевести там можно максимум название, остальной словарный текст Баху не принадлежит. Музыка перевода вроде не требует.

Следует вопрос поставить иначе:
существуют ли переводы на русский язык текстов духовных песен, мелодии которых Бах обработал при написании прелюдий? Ответ будет: существуют, но не всех. Частью переводы ещё дореволюционные, тот русский впору сам уже на современный русский переводить.

Возможно следующий Ваш вопрос будет "где найти". Подскажу: если Вы в Москве - самый короткий путь будет - сходить в Петра и Павла, в основную московскую лютеранскую церковь. Так как Бах - лютеранский церковный композитор, то и он, и мы, его современные коллеги, используем в нашем творчестве те же тексты (хотя разумеется за время, прошедшее после его смерти, добавилось и много новых текстов).

Шюблеровские хоралы, помимо всего прочего, примечательны тем, что все они взяты Бахом из его собственных кантат - по сути, это органное переложение отдельных номеров. Есть такой замечательный сайт: Bach Cantatas, где можно найти переводы текстов хоралов, к которым обращался Бах, на разные языки - в том числе, на русский.

Итак:
"Wachet auf, ruft uns die Stimme" - 140 кантата
"Wo sill ich fliehen hin" - кантата, видимо, утеряна
"Wer nur den lieben Gott läßt walten" - 4 кантата
"Meine Seele erhebt den Herren" - 10 кантата
"Ach bleib bei uns, Herr Jesu Christ" - 6 кантата
"Kommst du nun, Jesu, vom Himmel herunter" - кантата №137 "Lobe den Herren".
Материал взят с форума ForumKlassika.ru.
Нотная гамма

Названия нотной гаммы — от «до» до «си» — были в XI веке введены в обиход монахом-бенедиктинцем Гвидо д’Ареццо и обозначали первые слоги слов молитвы к Иоанну Крестителю. В ней содержалась просьба о сохранении силы голоса: «Дай нам чистые уста, святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний»:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes.

Первая нота «ут» изменила свое название на более благозвучное «до» в XVII веке, последняя же, «си», хоть и не вполне согласуется с первым слогом имени святого, но так удобнее петь. Для указания требуемой высоты тона Гвидо использовал левую руку. Кончики и суставы каждого пальца означали определенный звук. Это позволяло ему показывать хору, какие ноты петь.

Дебютантам:
Размышления о пении
Когда человек поёт, его Душа обретает крылья

Что такое голос, в том числе голос певческий? Если продолжить мысль И.Канта: »Рука – это мозг, выведенный наружу», - можно сказать, что голос это – Душа, выведенная наружу.

Певческий голос рождается в 16-18 лет, до 30-ти - формируется, а всю оставшуюся жизнь – совершенствуется.

Очень большое значение придавал голосу филосов Рудольф Штайнер, и ему принадлежат слова: «Если бы люди пели, пели больше и, прежде всего, пели правильно, на земле совершалось бы меньше преступлений».

Голос уникален так же, как зрачки или отпечатки пальцев,

В мире существует много вокальных школ и, как правило, они друг другу противоречат. Почти каждый большой мастер уверен, что его система - единственно верная.

Это напоминает то, что происходит в религии: у каждой религии – свой Бог, но если верующий идёт к Любви, Свету, Добру – все они встречаются в одной точке. Только называется эта точка по-разному. У одних это – Христос. У других Будда. У третьих – Аллах, Кришна, Творец, Природа, космический Разум, Совесть. Перечислять можно до бесконечности….

Так и в вокале: одни педагоги говорят – озвучивайте себя, инструмент внутри нас (Троянова), другие – посылайте звук далеко вперёд, озвучивайте пространство перед собой. Одни – напирайте на живот, другие – подожмите. Одни – открывайте рот, как можно шире, другие – наоборот, не рекомендуют это. Но настоящие мастера тоже приходят, пусть и разными путями, к той точке, в которой голос звучит идеально, и тогда рождаются Шаляпин, Батистини, Карузо, Мария Калас ,Монтсерат Кабалье, Лемешев, Й.Шмидт и др.

Так что если работа идёт на раскрытие, освобождение, комфортные ощущения от пения, мы - на верном пути. И тогда пение – это влюблённая, изумлённая, летающая Улыбка. Ведь все эти ощущения помогают голосу открыться и освободиться от напряжения.

Благодаря чему звучит голос? Образно говоря, голос «стоит» на трёх китах: дыхании, свободе и резонаторах.

I. Дыхание

Дыхание – основа жизни. Правильное дыхание – залог здоровья. Без него человек не только петь не сможет, но и не проживёт даже нескольких минут. Какое дыхание нужно брать при пении? Здесь тоже нет единого мнения. Одни вокальные школы учат дышать нижними рёбрами, другие – животом, третьи рекомендуют брать дыхание в спину, дышать всем поясом, наконец, а некоторые педагоги вообще стараются не фиксировать на этом внимание ученика. И так же, как в религии, неизвестно, кто из верующих прав, когда они спорят друг с другом. Бывает, что никто. Правда там, где они приходят к общему знаменателю, там точно правда. Так и вокалисты, при всех разногласиях по поводу дыхания, сходятся в том, что при вдохе нельзя поднимать плечи, дышать ключицами, брать много воздуха.

Очень способствует правильному вдоху активный выдох или сброс дыхания. Как говорил знаменитый баритон Батистини: выдохни всё и отпусти, воздух войдёт сам. Замечательный образ дал своим ученикам вокальный педагог Зверев: «Представьте себе резиновую грушу, выжмите из неё весь воздух и отпустите. Воздух войдёт сам, и войдёт его столько, сколько этой груше нужно». Вокалисты это называют малым дыханием. Ведь главное - не взять много, а расходовать экономно. Поэтому важно не только то, как ты взял дыхание, но и как ты его сберёг. Кроме того, важно понять, какое дыхание комфортно твоему голосу: можно взять дыхание, раздвинув рёбра, можно взять дыхание в живот, можно - в спину, главное петь после этого как бы на вдохе. Это и называется - петь на дыхании, на опоре. Есть специальные упражнения, которые помогают экономно расходовать воздух, не допускать его утечки. Например, упражнение с пёрышком или со свечкой. Или упражнение с книгой на животе. Хорошо помогают не допустить утечки воздуха упражнения Багрунова.

Ну, и конечно, замечательный помощник в работе над дыханием – парадоксальная дыхательная гимнастика А.С. и А.Н. Стрельниковых. Александра Северовна придумала эту гимнастику для своей дочери Александры Николаевны, чтобы вернуть ей голос. И потом они обе проводили эту гимнастику в жизнь со своими учениками, т.к. обе были вокалистками. Они восстанавливали голоса певцам, актёрам, лекторам…. К ним присылали солистов Большого театра, с узлами на связках, и они, с помощью своих упражнений, рассасывали узлы, избавляя певцов от операции! А то, что эта гимнастика оказалась полезной не только для голоса, но и для здоровья, выяснилось уже позже, как побочное явление. Гимнастика Стрельниковых не только укрепляет связки и помогает правильно распределить воздух, но и оздоравливает весь организм в целом.

В работе певца огромную роль играет воображение. Очень полезно представлять себе, что звук - как бы продолжение вдоха. Вообще, оборот «как бы» во время занятий пением совершенно необходим, он помогает создавать образы, которые певец использует для достижения наилучшего качества звука. К примеру, Шаляпин говорил: »Я пою пятками»А ещё он говорил: «Все звуки я беру из живота» и пел с двумя поясами, внизу живота и на пояснице.

Ещё один очень важный момент: о начале пения, принято говорить : вдох, задержка, звук. Но миг, который следует за вдохом (то, что перевели с итальянского словом «задержка»), в оригинале звучит, как «caesura»(разделение), по-немецки -«luft pausa»(воздушная пауза). Это – как миг между прошлым и будущим, во время которого вошедший воздух готовится превратиться в звук. И происходит волшебство (а ведь волшебство - это и есть превращение): организм, наполненный воздухом, начинает звучать. И здесь очень важно почувствовать, что вошедший воздух нужно не задержать (это всегда насилие), а сохранить, не допустить его утечки, затаить. И происходит таинство превращения воздуха в звук! Можно сказать, что пение – это звучание на удержанном или затаённом вдохе. Ведь если воздуху дать уйти, голос будет сиплым, а если его запереть, это приведёт к зажиму. Что же остаётся? Поймать после вдоха состояние изумления, «ах!» и сохранить в себе это ощущение, т.е. петь как бы на этом «ах»! Тогда утечка воздуха минимальна, а звук будет полётным и чистым. Полина Виардо говорила своим ученицам: »Когда берёшь дыхание, ты должна испытать экстаз». И если сохранить во время пения это ощущение экстаза,- звук будет свободным и летящим, как вдохновение (жизнь на новом вдохе)

II. Свобода

Тело певца это живой музыкальный инструмент, и голос живёт внутри этого инструмента. Красивым и сильным голос может родиться только в свободном теле. Но свобода должна быть не безвольной и вялой, а пружинистой и упругой. Не должно быть зажимов и напряжений, ни физических, ни психологических, что не менее важно. Пружинка не статична (в статике всегда зажим), но и не расслабленна. Она гибкая и упругая. И тело певца должно как пружинка, находится в состоянии аллертности. Аллертность (очень хорошо это описывает И.Ефремов – автор романа «Лезвие бритвы») – состояние тела, когда все мышцы в тонусе, в постоянной готовности к движению, к действиям. Аллертность не означает напряжения. Это состояние характерно для животных, например, тигр перед прыжком (ещё не прыгнул, но уже готов). Тело в состоянии аллертности всегда красиво. Ведь что такое свобода? Это – отсутствие зажимов. Свободно звучащий голос течёт по телу, как кровь – по жилам. И как кровь, сгущаясь, образует тромб, так мышечный и психологический зажим- тромб для голоса. Кстати, слово «тон» - это - «звук» и «натяжение»! Поэтому тело певца должно быть всегда в тонусе, т.е. - не напряжено, а натянуто, как звучащая струна. Освободиться от напряжения помогают ощущения улыбки, мягкого зевка, потягивания, влюблённости, изумления, полета. Все эти состояния раскрывают человека и способствуют свободному течению его голоса. Зевок, открывает » второй рот», изумление – «второй нос». Эти образы тоже помогают раскрытию и освобождению голоса.

Где бы ни возникло напряжение, оно непременно перейдёт на гортань. А гортань должна быть абсолютно свободна. Вокалисты говорят: »Гортань – заминированная зона». У йогов горловая чакра (вишутха) – это чакра творчества. А ведь любое творчество – это рождение. И когда человек говорит или поёт тоже происходит рождение, только не физическое, а духовное, - рождение звука.

Голос - явление физическое, но это не материя, данная нам в ощущения, его нельзя потрогать. Его можно только услышать. И, возможно, человеческий голос - это связующая нить между тонким миром и миром физическим, посредник между Небом и Землёй. Не отсюда ли: «вначале было Слово…»!? И наше тело – музыкальный инструмент, проводник, который помогает (или мешает) голосу родиться. Только если тело абсолютно свободно, голос тоже родится свободным. Где бы ни был зажим, каким бы он ни был – физическим или психологическим - гортань зажмётся тоже. И это обязательно отразится на голосе.

Где может образоваться зажим? Да где угодно! Но есть места, в которых напряжение возникает чаще всего. Это - плечевой пояс (всё время проверять, не поднимаются ли плечи, свободны ли мышцы воротниковой зоны). Это - шея (она должна быть гибкой, как стебелёк). Это - колени (не случайно и в восточных боевых искусствах, и в гимнастике ци–гун, и в гимнастике Стрельниковых, коленки пружинят: это помогает снять напряжение). Это – нижняя челюсть: самая напряженная мышца в теле, она не расслабляется даже во сне! Её следует не просто опустить, её нужно отпустить (вообще слово «отпустить» очень помогает расслабиться и физически, и психологически). Нижняя челюсть должна быть абсолютно расслабленной и свободной.

Упражнения, для освобождения нижней челюсти:

- упражнение Д.Е.Огороднова: прямыми пальцами мягко нажать на щёки, разжав зубы, и звучать на гласной «у» на любой комфортной внизу ноте, чувствуя, как раскрывается гортань и освобождается нижняя челюсть. Это упражнение исполняется на мотив детской песенки:»Сидит ворон на дубу: у-у-У----у-у-У» и т.д.

-Хорошо открыв рот, можно почувствовать пальцами ямочки перед ушами, на уровне козелков, петь при этом лучше гласную «а». Язык лежит распластано у нижних зубов или на нижней губе, как собачка у ног хозяина. Очень помогает почувствовать свободу ощущение мягкого полузевка.

- Третьим пальцем нажать ямочку на подбородке, мягко опуская нижнюю челюсть, на гласной «а»

-Ребром ладони дотронуться до уголков губ. И тоже петь при этом гласную «а».

Все упражнения - петь! Нельзя научиться петь без звука, как без воды – научиться плавать.

Для чего нужно хорошо открывать рот? Чтобы с помощью управляемых мышц нижней челюсти, языка растянуть неуправляемые мышцы гортани, нёба и т.д. Другими словами, это помогает открыть «второй рот» и дает возможность петь без напряжения.

III. Резонаторы

Слово резонанс происходит от французского слова resonance – звучать, откликаться и resonantia –отголосок, отзвук. Резонаторы увеличивают силу звука, не потребляя при этом никакой внешней дополнительной энергии. Поэтому задача певца – максимально освободить от напряжения гортань и голосовые связки, активизируя при этом резонаторы. Как говорят вокалисты: «Петь надо на проценты, не трогая основного капитала», т.е. петь, направляя звук в резонаторы, чтобы горло было абсолютно свободно от напряжения. Резонаторы помогают звуку проявиться, и они есть везде, где есть воздушное пространство, ограниченное оболочкой. А воздух есть практически во всех частях тела: в костях, в альвеолах, в лобных пазухах, в гайморовых полостях и т.д. И получается, что всё наше тело – это живой резонатор. Может быть, и голова наша сотворена круглой (в форме купола) для лучшего звучания голоса. И не случайно любой храм (церковь, костёл, мечеть, синагогу) венчает купол. И во всех храмах звучит живой музыкальный инструмент – голос. Тело храма – это его корпус. Душа храма – музыка, звучащая в нём. Точно также и тело человека – храм, где голова – купол (не отсюда ли кумпол?), туловище – корпус, ноги – столбовой фундамент храма. А тело певца – это ещё и живой музыкальный инструмент. И голос, рождающийся внутри, - душа этого инструмента.

Итак, всё тело поющего, каждая его клеточка являются резонатором. Хотя общепринято говорить о двух резонаторах: головном и грудном. Они для певца являются главными усилителями звука, т.к. там больше всего воздушного пространства. Но, когда поёшь, помнить нужно о том, что звучит всё тело, и внутри, и снаружи. И очень важно чувствовать это каждой клеточкой. Тогда «голос внутри нашего тела сам формирует себе пространство» (Л.И.Шульгина).

Головной резонатор отвечает за высокие ноты. Грудной – за низкие. Но в вокале всё парадоксально (Как верхушки деревьев отражаются в глубине озера, а корни – у поверхности, так и в пении: чем выше нота, тем глубже она берётся, чем ниже – тем светлее и выше её следует петь). И для того, чтобы не петь фальцетом и не пищать, высокие ноты следует черпать снизу, направляя их в грудной резонатор. А низкие ноты, чтобы не рычать и не звучать грубо, следует петь светло, направляя их в голову. Тогда звук облагораживается. При соединении головного и грудного резонаторов образуется микст, смешанное звучание. Микст помогает выравнивать звуки, направлять их в одну точку. Одна вокалистка говорила об этом так: «соедините нос со спиной», т.е. головной резонатор с резонатором грудным. Когда идёшь вниз, думай, что идёшь вверх. И наоборот, мелодия идёт вверх, а звук при этом берётся снизу, каждая следующая нота черпается из-под ноты предыдущей. Получается, что голос течёт как бы по одной горизонтальной линии, независимо от высоты звука (горизонтальное пение). Хороший пример приводила певица и режиссёр С.С.Савочкина: »Представь себе наклонную полочку, на которой стоят чашки. Высокие чашки (ноты) – наверху полочки, низкие – внизу. Что произойдёт с чашками? Разобьются. Полочка должна быть горизонтальной!»

Все вокалисты всех времён и народов, каких бы школ они ни придерживались, стремятся к ровности звука, а идти к этому можно разными путями. Главное, чтобы ученику этот путь был комфортен. Голос, как маленького ребёнка, нужно понуждать, но нельзя принуждать!

Ещё один очень важный момент в работе певца: формирование гласных. Ведь голос (глас) звучит на гласных буквах, и от того, как певец формирует гласные, во многом зависит качество его голоса. Гениально просто о формировании гласных сказала Г.М. Троянова: «Гласные не надо произносить, они текут по твоему торсу, каждая следующая - за предыдущей. Произносить следует согласные, а о гласных - только думать»

И если представить себе ту горизонталь, по которой текут высокие и низкие звуки, и ту вертикаль, по которой текут гласные, то мы увидим, либо ось координат, либо крест, либо плюс, либо параллели и меридианы (всё зависит от воображения). И идеальным будет тот певец, у которого все звуки и все гласные будут попадать в одну точку: точку пересечения, точку отсчёта, точку нуля, перекрестье или центр земли, - неважно. В этой точке происходит и выравнивание регистров, и выравнивание гласных, т.е. то главное, к чему следует стремиться, занимаясь пением.

И ещё о гласных и согласных: гласные несут эмоцию, согласные - смысл. Гласные –душа, согласные – тело слова. Гласные должны быть долгими, а согласные произносятся в самый последний момент, очень коротко, но очень при этом чётко, утрированно.

Шаляпин говорил: «есть буква «р» - есть пол дикции». Ведь согласные не только помогают нести гласные, но и укрепляют дыхание. Замечательно сказал один певец: «согласная – это конь, который несёт всадника, гласную».

Голос сопровождает человека всю его жизнь, от первого вдоха до последнего выдоха, голос – это живое существо внутри нашего тела. А тело - инструмент, в котором голос рождается и звучит. Когда человек поёт, тело превращается в музыкальный инструмент, единственный нерукотворный музыкальный инструмент, созданный самой природой. И также как ребёнка нужно воспитывать, но нельзя это делать через насилие, так и голос нужно развивать, но так, чтобы не было дискомфорта. Поэтому ученик должен прислушиваться не только к рекомендациям педагога, но и к своим ощущениям. В вокале важны две вещи: вокальный слух педагога и память на ощущения ученика. Был в России педагог по вокалу, итальянец, который говорил своим ученикам только два слова: »круглё» или «не круглё», и ученик должен был запомнить свои ощущения, если было «круглё». При этом происходит идеомоторная реакция: человек подумал о каком-то образе или действии, и действие совершается. Поэтому лучше всего в вокале работают образы, ощущения, а не физиологические представления. Например -не опусти гортань, а зевни, не подними твёрдое нёбо, а – изумись, не расслабься, а простони и т.д. Слова «как бы» - ключевые в такой работе. И педагог – только фонарик, который освещает путь. Ученик должен пройти этот путь собственным голосом. Ни одна, даже самая лучшая вокальная школа не может быть догмой. Голос уникален, и певцу следует, примеряя к себе то, что предлагает ему педагог, найти то, что наиболее приемлемо и комфортно для его голоса. Во время пения очень важно ощущение физического удовольствия. Это – один из главных критериев правильности пения. Тогда певец может петь без устали столько, сколько его душе угодно.

Размышления о хоре
Статья из сборника Тезисы конференции "Экология молодой семьи"

Голос поющего человека - единственный на свете нерукотворный и живой музыкальный инструмент. Поэтому звучание хора, объединяя голоса, сочетая их друг с другом, рождает живую Гармонию.

Хороший хор - это модель совершенного человеческого сообщества, где голосу необходимо не только слиться в унисон с другими голосами своей партии, но и суметь услышать весь аккорд, все голоса, звучащие в этом аккорде по вертикали, как бы проникнуть друг в друга, и при этом - не потерять себя, своё "Я". Не случайно, в странах с высокой культурой и культура хоровая - на высоком уровне.

Древние греки, представляя аудитории политика, прежде всего сообщали, кто был его учитель музыки. И грамотным они считали человека, знающего букву, цифру и ноту, а образованным - человека, умеющего петь в хоре(!).

Роберт Шуман в своих советах юному пианисту писал:"Если хотите развить в себе музыкальность, пойте в хоре, особенно - средние голоса. Самое высокое в музыке находит своё выражение в оркестре и в хоре"

Хор - инструмент космический. Идеально звучащий хоровой аккорд соприкасается с музыкой сфер, так как он звучит в натуральном, природном строе, в котором звучит вся Вселенная, в том числе и земная природа.

В основе натурального строя хора - тяготение ступеней лада, что создает живое звучание хорового аккорда.

В отличии от темперированного искусственного строя, придуманного человеком, где каждая нота имеет фиксированную высоту, натуральный строй аналогичен живой природе, где всё строится на притяжении и отталкивании, от того, кто или что рядом...

Чистый хоровой аккорд построить так же сложно, как услышать "Я" другого человека. Для этого необходимы не только хорошие уши, но и чуткие души.

Может быть, голос - единственное физическое воплощение человеческой души, а хоровое пение - это наши души, звучащие вместе. Если продолжить мысль Канта: "Рука - это мозг, выведенный наружу", то можно сказать, что голос - это Душа, выведенная наружу.

Струны души, соединенные вместе, рождают хоровой аккорд, а чисто звучащий, он дарит физическое ощущение счастья. Он не просто звучит, он звенит и резонирует со всем мирозданием. Это можно сравнить с прикосновением к горному ручью утомлённого зноем путника.

Хоровое пение - это струны души, протянутые к небу.

"Нам говорит согласье струн в концерте,

Что одинокий путь подобен смерти" (Шекспир - Маршак)

Каждый человек рождается для того, чтобы жить в красоте и добре. Но это пока мало кому удаётся. Может быть, если мы научимся не только слушать, но и слышать друг друга, наша жизнь станет совершеннее, нам не нужно будет воевать и убивать , в мире будет больше света и тепла.

Немецкий философ Рудольф Штайнер писал:

"Если бы люди пели, пели больше и, прежде всего, пели правильно, на земле совершалось бы меньше преступлений"

И не зря, наверное, народная мудрость говорит о том же:

"Спокойно строй себе жилище там, где поют: злые люди не имеют песен".

Ведь хоровое пение гармонизует человека (и душу, и тело), а гармоничный человек не будет творить зло.

Семья в идеале - это тоже живой инструмент, как и хор, согласованно звучащий "то вместе, то поврозь, а то попеременно". Можно сказать, что семья - это мини-хор (или хоровой ансамбль), в котором всё, от слияния в унисон, до сложнейшего полифонического многоголосия, способно рождать гармонию.

Собственно, Семья - это и есть инструмент для создания Гармонии.

Издавна в разных странах существует традиция домашнего музицирования. Совместное пение занимает в нём едва ли не главное место. Например, в грузинских семьях ни одно застолье и сейчас не обходится без пения.

Многие люди чувствуют потребность в совместном певческом общении. В такие моменты люди общаются не только физически, но и духовно. Они лучше начинают понимать друг друга, так как друг друга СЛЫШАТ!

Любой человек, независимо от природных музыкальных способностей может научиться петь чисто и в меру красиво. Это обогащает, оздоравливает (певцы, как правило, долгожители) и помогает радоваться жизни. Когда человеку больно, он сжимается, когда хорошо - раскрывается. У поющего человека, если он поёт правильно, снимаются все зажимы, поэтому с помощью пения можно вылечить многие заболевания (астму, заикание, неврозы и т.д.). Этому способствует и само певческое дыхание, и те вибрации, которые возникают в процессе пения. В медицине даже существует направление, которое называется вокалотерапия.

В течение многих лет я работаю в муз. школе им. Бетховена, в мужском хоре МИФИ и с камерным хором "Маленькая капелла", где поют все желающие. Не было случая, чтобы человек, будь то ребёнок или взрослый, не научился бы петь. Более того, у некоторых открываются очень красивые голоса, даже у так называемых "гудошников".

Главное - желание научиться петь, остальное приходит со временем.

Французский философ Айванхов писал: "Хоровым пением мы выражаем наше желание обнять всю Вселенную, быть в гармонии со всеми творениями и Космосом"

Можно сказать, что Музыка - это шифровка, посланная нам с Неба, а Голос - инструмент, с помощью которого мы разгадываем её.

По выражению английской певицы О. Дьюхэрст-Мэддок "Музыка - это тишина и звук, кружащиеся в пространственном танце. Музыка - это небо, музыка - это земля. Рождённый на свет, человек слушает. Живой резонанс мир - он поёт. В тишине и звуке, слившихся в бесконечной песне, появляется гармония. Земная музыка - эхо музыки космической, и человечество после соответствующей настройки могло бы петь в созвучии со звёздами".

Наверное, об этом мечтал Бетховен, создавая свой "Гимн Радости" в финале девятой симфонии и введя, впервые в истории музыки, в симфонию хор.

Гимнастика А.С. и А.Н. Стрельниковых
Общее правило: на вдохе коротко, громко 32 раза шмыгаем носом (думаем только о вдохе, выдох автоматический). Вдох, как хлопок. Как говорила А.Н. Стрельникова: «вдох нельзя продлить, его можно только повторить».
Затем - 32 вдоха ртом, ещё короче и очень тихо. Вдох, как «ах», но бесшумный.
И снова - 32 вдоха носом.
Во всех упражнениях думать: дыхание беру в спину.
На каждом вдохе – зевок (массаж гортани и связок).
На каждом вдохе пульсировать всеми нижними мышцами. Это помогает укрепить косые мышцы живота, которые должны быть очень активны во время пения.
Одновременно можно делать гимнастику для глаз во время поворотов и наклонах. А также на каждом вдохе - сжимать пальцы (для укрепления суставов).
  1. Кошечка. Хватательное движение руками с легкими поворотами вправо-влево.
    На каждом вдохе пружиним коленками.
  2. Пружинка. Руки согнуты в локтях, локти на уровне плеч. На каждом вдохе пружиним коленками. Одновременно делаем встречное движение руками навстречу друг другу, не перекрещивая их.
  3. Неваляшка. Обнимаем себя за плечи и на каждый вдох делаем резкие наклоны вправо-влево от пояса. Голова неподвижна.
  4. Маятник. Наклоны от пояса вперед-назад. При наклоне вперед голова падает вниз как можно свободнее. При наклоне назад активнее работает поясница. Голову назад сильно не наклонять.
  5. Земной поклон (или насос) . На вдохе падаем от пояса вниз, два вдоха – к правой ноге, два – к левой.
  6. Три упражнения головой: - Обнимаем себя за плечи, на каждый вдох голова падает вперед-назад.
    - На каждом вдохе ушки ложатся то на одно, то на другое плечо.
    - На каждом вдохе голова поворачивается то вправо, то влево. Все упражнения головой делать аккуратно, т.е. не слишком резко.
  7. Упражнение со стулом. Садимся на стул, берёмся руками за сиденье снизу, на каждом вдохе стараемся поднять стул, на котором сидим. При этом следить, чтобы не поднимались плечи, плечи идут вниз. После активного короткого вдоха руки и тело полностью расслабляются.
  8. Перекаты. Одна нога чуть впереди, другая чуть сзади. Первые 8 вдохов пружиним на передней ноге, затем, не отрывая ног от пола, переносим вес на ногу, которая стоит чуть позади и делаем следующие 8 вдохов, пружиня на ней. И так – всё упражнение.
  9. Бокс: Ноги, как в перекатах пружинят по 8 раз, перекатываясь с ноги на ногу, а руки бросаем по очереди за шею. Одну руку бросаем , а другую не опускаем вниз, а держим наготове
  10. Сесть-встать. Руки, не отрываясь, скользят по бедрам, вдох и на приседании, и на подъёме.
  11. Шаги. Руки как в пружинке. Коленки по очереди бросать вверх, то правую, то левую.
  12. Рок-н-ролл. Руки бросать за шею, как в боксе, ноги, как в шагах, но по диагонали: левое колено к правому локтю, а правое колено – к левому локтю. Той ногой, которая стоит на полу, - пружинить.
  13. Приседание. Упражнение, которое вернуло голос Андрею Миронову: Третьим пальцем правой руки зажимается правая ноздрюшка, вдох делать только на приседании. На подъёме выдох уходит сам, при этом палец не отпускать. Затем то же самое – другой ноздрюшкой: левую зажимаем, правой дышим. 32 вдоха одной ноздрёй, 32 вдоха – другой.
  14. Присядка. Идти назад вприсядку гусиным шагом. Руки работают, как в упр. «бокс» На каждый шаг – вдох!
  15. Алфавит: Движение, как в упр. «насос», руки падают вниз. Произносить все согласные:
    Ба-бэ-би-бо-бу, ва-вэ-ви-во-ву, га-гэ-ги-го-гу, да-дэ-ди-до-ду, жа-жэ-жи-жо-жу и т.д.
Багрунов. 1ступень (доречевая)
  1. Подтяжка: руки положить на голову, обняв себя за локти. Выстроить всё тело с головы до пяток. Затем опустить руки, сохранив подтянутость.
  2. Поиск примарного тона: положить ладони на грудь и мычать, к.б. издавая лёгкий короткий стон./li>
  3. Интонация стона(не могу пошевелиться, зову на помощь)
    Долгий протяжный стон, не менее 8 раз, слушать вибрации под ладонями:
    1. обе руки на груди, губы сомкнуты, зубы разомкнуты.
    2. ведущая рука на груди,вторая рука на голове,зубы сомкнуты,губы разомкнуты.
    3. ведущая рука на груди, второй рукой зажать нос, рот открыт.
    4. ведущая рука на груди, второй рукой жестикулировать, зовя на помощь.
  4. Интонация отрицания(принесли, но не то, что нужно).Обязательно-лёгкий зевок.
  5. Интонация благодарности.
  6. Интонация удовольствия.
  7. Интонация «баю-бай»
  8. Интонация «баю-баю-баю-бай»
  9. Интонация «Подойдите!»
  10. Многократное повторение гласной «а», одна рука на диафрагме,другая-на груди. Основные вибрации должны быть в грудном резонаторе.
Во всех интонациях положения а), б), в), г) остаются неизменными!
Снятие зажимов
На любом комфортном нижнем звуке гудим с сомкнутыми губами, разомкнутыми зубами, опущенной гортанью, на зевке.
  1. Раскручивание: Тело качается, раскручиваемое пятками и стопами, как одежда на вешалке. Дыхание свободное. Руки висят. Между фазами дыхание не брать (принцип цепного дыхания). Гудим столько, сколько захочется.
  2. Электрический ток: мелкое трясемся всем телом, пока не надоест, продолжая гудеть. (снятие более глубоких зажимов). Трясёмся и гудим, пока не надоест.
  3. Снова раскручивание. Проверяем, насколько голосу стало легче течь.
  4. Скоморошничанье: Ноги - руки в пляс идут, как у скоморохов. Выплясываем и гудим, пока не надоест. (снятие самых глубоких зажимов).
  5. Снова раскручивание. Проверяем, насколько мы помогли голосу раскрыться и освободиться от зажимов.
Раскрытие резонаторов
На любом удобном комфортном нижнем звуке гудим с сомкнутыми губами, разомкнутыми зубами, гортань зевает. Каждая позиция не меньше, чем на одно дыхание. Слушаем вибрации под пальцами в том месте, которое простукиваем.
  1. Простукиваем темя и всю голову подушечками пальцев - на «М».
  2. Весь лоб над бровями - на «М».
  3. переносицу - на «Н».
  4. Третьим пальцем простукиваем одну ноздрю, закрывая вторую другой рукой. Потом простукиваем другую ноздрю, закрывая первую - на «Н».
  5. Косточками пальцев проминаем скулы - на «М».
  6. 3-м пальцем массируем точку «молодости» - на «М».
  7. Верхние зубы простукиваем - на «М».
  8. Нижние зубы - на «З»
  9. Все лицо снизу вверх - на «М»
  10. Бережно гладим гортань на «Мр-р» (стучать нельзя: здесь находится щитовидка и здесь рождается звук)
  11. Грудную клетку и пальцами и кулаками простукиваем сначала на «Л», потом на «М». («Л» – полет, «М» – глубина звука.) В этом месте стучать очень активно: здесь иммунная система и её нужно активизировать.
  12. Лопатки на «М» везде, где можно достать. Хорошо, если кто-то простучит.
  13. Рёбра. На «М»
  14. Правую руку на «М» сначала простукиваем снизу вверх и сверху вниз, потом обнимаем губами кисть в том месте, которое резонирует сильнее всего.
    То же – со второй рукой.
  15. Живот - на «Ж». Живот крепкий, как барабан, простукиваем кулаками как можно сильнее.
  16. Ягодицы - на «З».
  17. Руки в замок, простукиваем копчик - на «М». Гудим, чтобы почувствовать вибрации во всём позвоночнике и достать звуком до родничка.
  18. Простукиваем ноги снизу вверх и сверху вниз - на «Н».
  19. Пружиним пятками - на «М».
  20. Еще раз пятки и все в обратном порядке до головы.
Как развить красивый голос

Вы сможете развить свой голос при помощи приведенных в этой статье упражнений подобно тому, как развиваете мышцы на занятиях физкультурой. Ваш голос станет более низким и благозвучным, насколько это необходимо, его диапазон расширится, произношение станет более четким, модуляции выразительнее, а экспресивноть убедительнее.

Положительный дополнительный эффект выразится в активизации ваших сил. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам. Это зарядит вас бодростью на целый день. У вас не только разовьется более приятный голос, но и намного улучшится ваше общее самочувствие. По мере того как будет развиваться ваш голос, будет совершенствоваться и ваша личность.

Упражнение 1. Встаньте перед эеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите какжый звук до дех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте: ииииииииии эээээээээээ аааааааааааа оооооооо ууууууууууу ммммммммм ПРОИЗНЕСИТЕ ЭТИ ЗВУКИ ТРИ РАЗА ПО ОЧЕРЕДИ

Упражнение 2. Особое внимание следует уделить звуку “p”, поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к нёбу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор. Сделайте выдох, потом вдох и начните «рычать»: «ррррррррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова:

роль, руль, ринг, рубль, ритм, риск, ковёр, повар, забор, сыр, трава, товар, сирень и т.д.

Раскатился в небе гром на равнину, на дорогу, и на рощу, и на ручку, на деревья в огороде, на ромашки и на розы брызнул ровный лктний дождь.

Упражнение 3. В заключение проделайте «упражнение Тарзана», которое представляет собой лучшую профилактику против простудных заболеваний, инфаркта Миокарда. Встаньте прямо, сделайте вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произнесите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», и одновременно колотите себя руками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Затем продолжайте, произнося звук «Э» и так далее. По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваши дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией.

Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного. Это упражнение следует выполнять тоько по утрам, посколько оно обладает возбуждающим и активизирующим действием. После нескольких недель тренировки сравните свой нынешний голос с прежним, заранее записав свой «старый» голос на магнитофон. Вы убедитесь, что ваш голос заметно изменился. Теперь он обрёл большую суггестивную силу, а это значит, что исходящее от вас харизматическое излучение стало более интенсивным, вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействуя на окружающих. В результате подобных тренировок спокойнее и глубже станет не только ваш голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем больше он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова.