Маленькая энциклопедия Маленькой Капеллы

CLOSE
CLOSE
Диапазоны голосов
Сопрано

Сопрано (итал. soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский певческий голос.

Рабочий диапазон: фа первой октавы — ля второй октавы. Переходные ноты: ми1/фа1/фа-диез1 — ми2/фа2/фа-диез2.

Драматическое сопрано ля малой октавы — до III октавы. Мощный, тяжелый голос, плотно звучащий на протяжении всего диапазона. Богатый средний регистр(фа1—ре2). Верхние ноты более употребимы на forte, piano поддается трудно.

Лирико-драматическое сопрано ля малой октавы — до III октавы. Промежуточный вид голоса между лирическим и драматическим. В зависимости от преобладания того или иного характера выделяются соответствующие признаки.

Лирико-колоратурное сопрано до I октавы — ми, фа III октавы. У этого вида голоса силой и красотой выделяются ноты головного звучания. Отличается природной беглостью, легкостью, подвижностью, но уступает в этом колоратурному сопрано, при этом имея более звучную «середину», что позволяет певицам л-к.с. исполнять репертуар как лирического, так и лирико-колоратурного сопрано.

Колоратурное сопрано до I октавы — фа-соль# III октавы и выше. Очень высокий женский голос, способный петь всевозможные скачки, арпеджио, гаммообразные пассажи, с употреблением трелей, форшлагов и прочих украшений. По характеру звучания, верхние ноты к.с. напоминают скрипку или флейту. Средние и нижние ноты звучат значительно слабее(в сравнении с верхними).

Меццо-сопрано

Меццо-сопрано (итал. mezzo-soprano от mezzo — половина, середина и soprano — верхний) — женский певческий голос с рабочим диапазоном от ля малой октавы до ля второй октавы. Характерным признаком этого типа голоса является насыщенность, полнота его звучания в «середине» и мягкость, объемность звучания низких (грудных) нот.

Некоторые роли, предназначенные для сопрано, часто исполняют меццо-сопрано. Это придает ролям полноту и драматическую глубину, что часто им подходит. К таким ролям относятся Деспина в опере «Так поступают все» и Церлина в «Дон Жуане» Моцарта. Другие роли, предназначенные для драматических сопрано, находятся между сопрано и меццо-сопрано. Меццо-сопрано часто играют Сантуццу в «Сельской чести» Пьетро Масканьи, леди Макбет в «Макбете» Верди, и даже Изольду в «Тристане и Изольде» Рихарда Вагнера. Эти примеры показывают, что граница между сопрано и меццо-сопрано чётко не определена.

В русской исполнительской традиции меццо-сопрано значительно отличаются по тембру от центральных и высоких сопрано. Для них характерен крупный, глубокий звук, очень насыщенный по окраске и несколько тяжеловесный. В западной же традиции разница между меццо-сопрано и центральным лирическим сопрано лишь в диапазоне, при этом меццо-сопрано имеют явный «сопрановый» звук, довольно светлый, и обладают большой подвижностью голоса.

Контральто

Контральто (итал. contralto) — самый низкий женский певческий голос с широким диапазоном грудного регистра. Рабочий диапазон: фа малой октавы — соль второй октавы. Ярко выраженное грудное резонирование распространяется на весь средний регистр. Характерным признаком контральто являются полнокровные, густые ноты в малой октаве. Верхний регистр «короткий» и не представляет интереса: «коронные» ноты контральто — низкие. В опере композиторы часто писали для контральто партии мальчиков-подростков и юношей.

Альт

Альт (итал. alto, фр. hautecontre; от лат. altus — высокий) — первоначально назывался голос, который был выше тенора, исполнявшего главную мелодию: cantus formus, иначе фальцетто. Позднее обозначает низкий голос у женщин и мальчиков. Он считается вторым из четырёх главных родов человеческого голоса: сопрано, альт, тенор и бас, и подобно трём остальным, является в различных степенях. Поэтому различают низкий и более высокий альт. Объём первого простирается приблизительно от фа в малой октаве до фа или соль во второй октаве, тогда как границы второго определяются одним или двумя тонами выше (от ля в малой октаве до ля во второй октаве).

По своему объёму высокий альт совпадает с меццо-сопрано и оба голоса часто смешиваются друг с другом, тогда как, по естественному строению этих голосов и соотношению регистров, они легко отличимы. Женский альт состоит из двух регистров, пределы которых доходят до си в первой октаве, у детских же и мужских альтов несколькими ступенями ниже.

В учении о гармонии, преимущественно в четырёхголосных сочинениях, альтом называется второй верхний голос. Альтовым ключом или знаком, в котором пишется партия альта, называется общеупотребительный ключ до, пишущийся на третьей линии нотной системы.

Контратенор

Контратенор - самый высокий из мужских оперных голосов, диапазон от «до» малой октавы до «си» второй. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение.

Искусство пения контратенором возродил в середине XX века Альфред Деллер (Англия). Первым русским контратенором считается Евгений Аргышев (1933—1992).

Как правило, контратеноры исполняют партии героев-мужчин, изначально написанные для кастратов в эпоху барокко (например, Юлий Цезарь и Ринальдо в одноимённых операх Генделя) или несколько позже (ранний Моцарт и даже Россини), мужские партии, написанные для женских голосов, а также фольклор, в частности английский. Композиторы XX века, в частности, Бриттен, стали писать партии специально для контратеноров.

Голос барочного певца Фаринелли в фильме «Фаринелли-кастрат» реконструирован цифровым способом с помощью совмещения партий, исполненных контратенором Дереком Ли Рейгином (Derek Lee Ragin) и женским сопрано Эвой Малас-Годлевской (Ewa Malas-Godlewska). Верхние ноты, которые контратенор был не способен исполнить, были дополнены схожим по тембру женским голосом. В результате был охвачен диапазон в 3.5 октавы. Однородность звучания была достигнута при помощи цифровой обработки.

Тенор

Тенор — это высокий певческий мужской голос. Его диапазон в сольных партиях от малой до второй октавы, а в хоровых партиях до соль, ля, ля-бемоль в первой октаве. Особую красоту тенорового голоса представляет верхний регистр, его высокое «знаменитое» теноровое си-бемоль, так называемое "верхнее до" (до второй октавы). Это так называемые «королевские» ноты, за которые в Италии и в других странах мира певцу платят большие гонорары. «Тенор — это верха, а бас — это низы», говорят старые итальянские мастера пения. И хотя отдельное звучание ноты не самоцель, тенор без верхов или со слабыми верхами не может быть солистом — в лучшем случае он годен для хора, если у него сохранился фальцет. Затем идут остальные вокально-технические и исполнительские качества (сила голоса, тембр, подвижность, и т. д.), необходимые каждому певцу. По характеру и силе звучания теноров подразделяют на лирические и драматические.

Тенор-альтино с диапазоном до ми 2-й октавы обладает светлым тембром, звонкими верхними нотами.

Лирический тенор (di grazia) — голос мягкого, серебристого тембра, обладающий подвижностью, а также большой певучестью звука.

Лирико-драматический тенор (spinto) — исполняет партии лирического и драматического репертуара. По силе звука, по драматизму выражения лирико-драматический тенор уступает драматическому.

Драматический тенор (di forza) — голос большой силы с ярким тембром. Иногда по густоте и насыщенности звучания драматический тенор можно принять за лирический баритон.

Характерный тенор — голос предназначенный для исполнения партий бытового, комедийного плана, с ярко выраженным характерным тембром. По силе звучания может быть равен как лирическому, так и драматическому тенору (например, в партии Миме из цикла "Кольцо Нибелунга" Рихарда Вагнера).

Баритон

Баритон (итал. baritono) — мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором. Рабочий диапазон: ля большой октавы — соль первой октавы, полный диапазон: ля большой — ля первой октавы, переходная нота — до#, ре или ре#, ми первой октавы.

БаритонКогда кастраты потеряли своё первенствующее значение в опере, композиторы, как, например, Моцарт (в Дон Жуане), стали поручать баритонам самые ответственные партии. В новейшие времена в большинстве случаев преобладающее значение в опере имеет тенор.

Лирический баритон - голос, звучащий легко, лирично, близок к теноровому тембру, но типично баритонального оттенка. Не следует путать с тенор-баритоном и баритональным тенором. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру.

Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, может исполнять как лирические, так и драматические партии.

Драматический баритон — голос более тёмного звучания, большой силы, мощного звучания на центральном и верхнем участках диапазона. Партии драматического баритона более низкие по тесситуре, но в моменты кульминации поднимаются и до предельных верхних нот.

Бас-баритон - баритон, тяготеющий к басу. Является промежуточным между баритоном и басом. Такой голос звучит в диапазоне высокого баса, но уступает басу в глубине и мощи звучания, особенно на низких нотах.

Бас

Бас (от итал. basso — «низкий») — наиболее низкий мужской певческий голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания. Диапазон баса — от ми, фа большой октавы до ми, фа, фа-диез первой октавы, переходные ноты — ля, си малой октавы — до, до-диез первой октавы. Центр голоса — до малой — до первой октавы, однако у низких басов может быть смещён вниз.

По высоте: высокий бас (бас-кантанто, живой бас), центральный бас, низкий бас-профундо.

По тембру: баритональный бас, характерный бас, глубокий бас (бас-профундо), комический бас (бас-буффо).

Высокий бас, бас певучий (кантанто), живой бас- имеет рабочий диапазон от фа большой октавы до фа(иногда фа-диез, соль и даже ля-бемоль) первой октавы наверху. Этот голос светлого, яркого звучания, напоминающий баритональный тембр. Однако середина и низы абсолютно басовые. Певцы с этим типом голоса и низы поют отлично, как и центральные басы могут опускаться до до большой октавы (однако, некоторые певцы ниже рабочего фа большой октавы не пели). Рабочая середина: си-бемоль большой октавы — ре первой октавы.

Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона, тембр носит ярко выраженный басовый характер. Этот тип голоса иногда имеет проблемы с верхним регистром, хотя звучит он у поставленного голоса весьма мощно (до первой октавы гораздо мощнее, нежели у высоких басов). Этим голосам доступны партии требующие насыщенного звучания нижнего диапазона до фа (иногда ми) большой октавы. Рабочая середина: соль большой октавы — до первой октавы.

Низкий бас имеет особенно густой басовый колорит, бархатный, раскатистый тембр, более короткий верхний участок диапазона, обладает глубокими, мощными низкими нотами. В опере этот голос называется басом-профундо, диапазон в оперных партиях- до, ре большой октавы- до, ре первой октавы. В хоровой практике этот голос называется басом-октавистом («октавой»), поскольку здесь максимально используется нижний регистр низкого баса — вплоть до соль контроктавы. Обычно ниже большой октавы этот голос в классической музыке не используют. Рабочая середина: ми, фа большой октавы — ля, си малой октавы.

Партитура

Партитура в музыке — нотная запись многоголосного музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой все партии (голоса) одна над другой даны в определённом порядке.

В вокальной партитуре голоса располагаются сверху вниз по мере понижения тесситуры:

сопрано,
альт,
тенор,
баритон,
бас.

Темпы
Очень медленные:
Largo (ларго) – широко
Lento (ленто) – протяжно
Adagio (адажио) – медленно
Grave (граве) – тяжело, важно
Медленные:
Larghetto (ларгетто) – несколько скорее, чем Largo
Andante (анданте) – не торопясь, спокойно
Sostenuto (состенуто) – сдержано
Умеренные:
Moderato (модерато) – умерено
Andantino (андантино) – несколько скорее, чем Andante
Allegretto (аллегретто) – несколько медленнее, чем Allegro
Быстрые:
Allegro (аллегро) – умерено
Andantino (андантино) – несколько скорее, чем Andante
Allegretto (аллегретто) – несколько медленнее, чем Allegro
Очень быстрые:
Allegro (аллегро) – скоро
Vivo (виво) – живо
Vivace (виваче) – живее
Presto (престо) – очень скоро
Дополнительные слова к обозначениям темпов
Pui mosso (пуй моссо) – более подвижно
Meno mosso (мено моссо) – менее подвижно
Non troppo (нон троппо) – не слишком
Molto (мольто) – очень
Assai (ассаи) – весьма, очень
Con moto (кон мотто) – с подвижностью
Accelerando (аччелерандо) – ускоряя
Ritenuto (ритенуто) – сдерживая
Rinerdando (ритердаедо) – запаздывая
Rallentando (раллентандо) – замедляя
Обозначения характера исполнения
Abbandono (аббандоно) – удручённо, подавленно
Abbandonamento (аббандономенто) – удручённо, подавленно
Accarezzevole (аккфрэццэволе) – ласково
Affettuose (аффетуозо) – сердечно
Agitato (аджитато) – возбужденно, взволнованно
Amabile (амабиле) – приятно
Alla… (алля) – в стиле, в духе
Alla Marcia (алля марчья) – в духе марша
Alla polacca (алля полякка) – в духе польки
Amoroso (аморозо) – любовно
Animato (анимато) – воодушевлённо, оживлённо
Appassionato (аппассьёнато) – страстно
Ardente (арденте) – с жаром
Brillante (бриллянте) – блестяще
Buffo (буффо) – комически
Burlesco (бурлэско) – комически
Cantabile (кантабилэ) – певуче
Capriccioso (каприччьозе) – капризно
Con amore (кон аморэ) – с любовью, любовно
Con anima (кон анима) – с воодушевлением, с оживлением
Con bravura (кон бравура) – с блеском
Con brio (кон брио) – с жаром
Con calore (кон калоре) – с жаром
Con dolcezza (кон дольчэцца) – с нежностью, мягко
Con dolore (кон долоре) – с грустью
Con espressione (кон эспрессьёне) – с выражением
Con forza (кон форца) – с силой
Con fuoco (кон фущко) – с огнём
Con grazia (кон грацья) – с с грацией
Con malinconia (кон малинкониа) – меланхолично
Con moto (кон мото) – с движением
Con passione (кон пассьёне) – со страстью
Con spirito (кон спирито) – с воодушевлением
Con tenerezza (кон тэнэрэцца) – с нежностью
Con vigore (кон вигорэ) – с мужествои
Deciso (дечизо) – решительно
Dolce (дольчэ) – мягко, нежно
Dolcissimo (дольчиссимо) – очень мягко, очень нежно
Dolente (долэнте) – грустно, жалобно
Doloroso (долорозо) – грустно, жалобно
Elegante (элегантэ) – изящно, красиво
Elegiaso (эледжьако) – грустно, жалобно
Energico (енергико) – энергично
Eroico (эроико) – героически
Espressivo (эспрэссиво) – выразительно
Flebile (флебилэ) – жалобно
Forece (фэрэчэ) – дико
Festivo (фэстиво) – празднично
Fiero (фьеро) – дико
Fresco (фреско) – свежо
Funebre (фунебрэ) – похоронно
Furioso (фурьозо) – бешено
Giocoso (джьокозо) – шутливо, игриво
Gioioso (джьойозе) – радостно, весело
Grandioso (грандиозо) – пышно, великолепно
Grazioso (грацьёзо) – грациозно
Guerriero (гуэрьёзо) – воинственно
Imperioso (импэрьёзо) – повелительно
Impetuoso (импэтуозо) – стремительно, бурно
Innocente (инночэнтэ) – невинно, просто
Lagrimoso (лагримозо) – плачевно
Languido (лангуидо) – с изнеможением, бессильно
Lamentabile (ламэнтабилэ) – жалобно
Leggiero (лэджьэро) – легко
Leggierissimo (лэджьериссимо) – очень легко
Lugubre (люгубрэ) – мрачно
Lusingando (люзингандо) – льстиво
Maestoso (маэстозо) – торжественно, величаво
Malinconico (малинконико) – меланхолично
Marcato (маркато) – подчёркивая
Marciale (марцьалэ) – маршеобразно
Marziale (марцьале) – воинственно
Mesto (мэсто) – печально
Morendo (морэндо) – замирая
Parlando (парляндо) – говоря
Pastorale (пасторалэ) – пастушески
Patetico (патэтико) – страстно
Pesante (пезантэ) – грузно, тяжело
Piangendo (пьянджэнто) – плачевно
Pomroso (помпозо) – великолепно, помпезно
Quieto (кьиэто) – спокойно
Recitando (рэчитандо) – рассказывая
Religioso (рэлиджиозо) – благоговейно
Rigiriso (ригорозо) – строго, точно
Risoluto (ризолюто) – решительно
Rubato (рубато) – свободное исполнение без точного соблюдения темпа
Rystico (рустико) – в сельском духе
Scherzando (скэрцандо) – шутливо
Scherzoso (скерцозо) – шутливо
Semplice (сэмпличе) – просто
Sensibile (сэнсибиле) – чувствительно
Serioso (сэрьозо) – серьезно
Saove (саовэ) – приветливо
Sonore (сонорэ) – звучно
Spianato (спьянато) – с простотой
Spirituoso (спиритуозо) – одухотворённо, одушевлённо
Strepituoso (стрэпитуозо) – шумно, бурно
Teneramendo (тэнэрамэндо) – нежно
Tranquillo (транкуйлле) – спокойно
Vigiriso (вигорозо) – сильно, бодро
Аве Мария Каччини

В 70-х годах в Светском союзе студия грамзаписи выпустила альбом «Лютневая музыка XVI-XVII веков». Весь тираж был раскуплен и переиздавался несколько раз, так восторженно воспринят был этот альбом советскими людьми.

Именно в этом альбоме впервые появилось произведение Аве Мария, рядом с которым значилось неизвестный автор 16 века, а в последующих переизданиях автором уже был указан Джулио Каччини.

Как впоследствии выяснилось, в музыкальном фонде нет упоминаний о нескольких звучащих на той пластинке музыкальных произведений! Да и специалисты по средневековой музыке высказали своё мнение, что такого жанра музыка, в котором исполнена Аве Мария, не характерна для периода Дж. Каччини!

И тогда появляется вопрос: кто же написал Аве Марию, если не Каччини? И кому понадобилось присваивать авторство Каччини этому произведению, и для каких целей?

Музыкальные специалисты подозревали, что авторство не принадлежит итальянскому композитору, но вслух в советские времена об этом не решались говорить.

И вот, что на сегодняшний день стало известно: жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) очень талантливый музыкант, гитарист и впоследствии виртуоз лютни Владимир Федорович Вавилов.

В 1949 году совместно с гитаристом Львом Андроновым создали гитарный дуэт, который стал широко известен самой требовательной публике. Дуэтом исполнялись классические произведения и русские романсы в собственных аранжировках.

На международном конкурсе в Москве этот дуэт взял серебро в 1957 году .

В один из периодов своей жизни Вавилов заинтересовался старинным инструментом лютней. Он изучил этот инструмент, собирая информацию о нем, и в совершенстве овладел игрой на лютне.

Именно Владимир Вавилов, исполнил на лютне все произведения, вышедшие в альбоме средневековой музыки «Лютневая музыка XVI-XVII веков», о котором мы упоминали выше.

Подробнее об этой музыкальной мистификации смотрите на сайте Мелодия души.

Переводы Шюблеровских хоралов Баха
На форуме был задан вопрос: "Интересно, имеется ли перевод текстов Шюблеровских хоралов Баха?"

Вопрос некорректно сформулирован. Бах писал очень мало хоралов (строго говоря, хорал - тоже некорректно. Лучше применительно к его творчеству "духовная песня"). Один из малочисленных примеров: Ich steh an deiner Krippen hier. Но даже здесь Баху принадлежит только мелодия, а вовсе не текст.

В основном Бах писал прелюдии на хоралы. Т.е. произведения, хотя по содержанию и опирающиеся на текст исходной духовной песни, но являющиеся самостоятельными. Перевести там можно максимум название, остальной словарный текст Баху не принадлежит. Музыка перевода вроде не требует.

Следует вопрос поставить иначе:
существуют ли переводы на русский язык текстов духовных песен, мелодии которых Бах обработал при написании прелюдий? Ответ будет: существуют, но не всех. Частью переводы ещё дореволюционные, тот русский впору сам уже на современный русский переводить.

Возможно следующий Ваш вопрос будет "где найти". Подскажу: если Вы в Москве - самый короткий путь будет - сходить в Петра и Павла, в основную московскую лютеранскую церковь. Так как Бах - лютеранский церковный композитор, то и он, и мы, его современные коллеги, используем в нашем творчестве те же тексты (хотя разумеется за время, прошедшее после его смерти, добавилось и много новых текстов).

Шюблеровские хоралы, помимо всего прочего, примечательны тем, что все они взяты Бахом из его собственных кантат - по сути, это органное переложение отдельных номеров. Есть такой замечательный сайт: Bach Cantatas, где можно найти переводы текстов хоралов, к которым обращался Бах, на разные языки - в том числе, на русский.

Итак:
"Wachet auf, ruft uns die Stimme" - 140 кантата
"Wo sill ich fliehen hin" - кантата, видимо, утеряна
"Wer nur den lieben Gott läßt walten" - 4 кантата
"Meine Seele erhebt den Herren" - 10 кантата
"Ach bleib bei uns, Herr Jesu Christ" - 6 кантата
"Kommst du nun, Jesu, vom Himmel herunter" - кантата №137 "Lobe den Herren".
Материал взят с форума ForumKlassika.ru.
Нотная гамма

Названия нотной гаммы — от «до» до «си» — были в XI веке введены в обиход монахом-бенедиктинцем Гвидо д’Ареццо и обозначали первые слоги слов молитвы к Иоанну Крестителю. В ней содержалась просьба о сохранении силы голоса: «Дай нам чистые уста, святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний»:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes.

Первая нота «ут» изменила свое название на более благозвучное «до» в XVII веке, последняя же, «си», хоть и не вполне согласуется с первым слогом имени святого, но так удобнее петь. Для указания требуемой высоты тона Гвидо использовал левую руку. Кончики и суставы каждого пальца означали определенный звук. Это позволяло ему показывать хору, какие ноты петь.